Основные аспекты подбора состав дорожного бетона
Дорожный бетон –это современный надежный строительный материал, созданный на основе портландцемента, который активно используется для создания качественного покрытия цементобетонных автомобильных дорог и аэродромов. Зачастую дорожный бетон применяют при возведении мостов, эстакад и тоннелей, также не обойтись без него при устройстве надежных и высокопрочных оснований под усовершенствованные асфальтобетонные покрытия.
Состав дорожного бетона
Качество дорожного бетона во многом связано с его состава. В состав дорожного бетона входят:- Специальные портландцементы (пластифицированный, дорожный, гидрофобный);
- Тяжелые и легкие заполнители с минимальным содержанием глиняных примесей, желательно промытые и крупные (кварцит, корунд и т.д .);
- Средне- и крупнозернистые пески (раздробленная горная порода или пески природного происхождения);
- Вода.
Дорожный бетон для строительства верхнего слоя двухслойного дорожного покрытия производится на основе цемента марки не ниже М-500
Наиболее оптимизированным соотношением компонентов для производства дорожного бетона является соотношение 1 /2 / 5 (портландцемент / песок / заполнитель) Дорожный бетон условно можно разделить на следующие виды:
Виды дорожного бетона
- Для однослойных дорожных покрытий;
- Для двухслойных дорожных покрытий ( верхнего и нижнего слоя);
- Для устройство оснований дорог с усовершенствованным покрытием.
Требования к дорожным бетонам
К дорожным бетонам предъявляются следующие требования: по прочности на сжатие, растяжение при изгибе, морозостойкости ,истираемости, водонепроницаемости и прочие.Требования к значению прочности в зависимости от функций и условий эксплуатации дорожного покрытия марка колеблется по показателям указанным в таблице 1
Назначение бетона | Марка бетона | |
На сжатие | Растяжение при изгибе | |
Однослойное покрытие либо верхний слой двухслойного покрытия | 300,350,400,500 | 40,45,50,55 |
Нижний слой двухслойного покрытия | 250,300,350 | 35,40,45 |
Основание для усовершенствованных покрытий | 75,100,150,200,250 | 15,20,25,30,35 |
Выбор марки дорожного бетона по морозостойкости обусловлен среднемесячной температурой в наиболее холодный месяц и ее показатели колеблются в следующих пределах приведенных в таблице 2
Назначение бетона | Марка бетона в зависимости от среднемесячной температуры наиболее холодного месяца | ||
от 0 до -5 °С | от -5 до -15 °С | ниже -15 °С | |
Однослойное покрытие либо верхний слой двухслойного покрытия | 100 | 150 | 200 |
Нижний слой двухслойного покрытия | 50 | 50 | 100 |
Основание для усовершенствованных покрытий | 25 | 50 | 50 |
Высокая долговечность бетона добивается нормированием водоцементного отношения, которое принимается :
- Для однослойных покрытий и верхнего слоя двухслойных покрытий водоцементное отношение В/Ц не выше 0,5;
- Для нижнего слоя покрытия В/Ц=0,6 и выше.
Бетон для строительства дорожных покрытий изготавливаться на основе щебня различных фракций. Так бетон для верхних слоев двухслойных дорожных покрытий содержит щебень фракцией 20 мм, а бетон для однослойных дорожных покрытий – щебень фракцией 40 мм.
Долговечность дорожного бетона зависит от качества применяемых материалов ,поэтому песок и крупный заполнитель должны быть высокого качества. Требования по прочности к крупному заполнителю указаны в таблице 3.
Назначение бетона | Марка крупного заполнителя по прочности не ниже | ||
Щебень | Гравий | ||
Из изверженных и метаморфических пород | Из осадочных пород | Щебень из гравия | |
Однослойное покрытие либо верхний слой двухслойного покрытия | 1200 | 800 | Др 8 |
Нижний слой двухслойного покрытия | 800 | 600 | Др 12 |
Основание для усовершенствованных покрытий | 800 | 300 | Др 16 |
При изготовлении дорожного бетона ,с помощью которого будет производится устройство дорожного покрытия, применяется природный песок различных фракций, но чаще всего используется песок средней и крупной структуры, реже используется песок ,полученный путем дробления горной породы.
С учетом необратимого износа поверхности дорожного покрытия , к крупному заполнителю предъявляются требования по истираемости методом полочного барабане. Значения приведены в таблице 4
Назначение бетона | Марка истираемости не ниже | ||
Для гравия и щебня из гравия | Для щебня | ||
Из изверженных пород | Из осадочных пород | ||
Однослойное покрытие либо верхний слой двухслойного покрытия | И-II | И-II | И-I |
Нижний слой двухслойного покрытия | И-III | И-III | И-III |
Основание для усовершенствованных покрытий | И -IV | И -IV | И-III |
С развитием научных институтов и производств занятых в сфере дорожного строительства появился большой выбор добавок вводимых в состав бетонной смеси с целью повышения физико-механических свойств конструкции. Так зачастую используются пластифицирующие и воздухововлекающие добавки.
В результате можно сделать вывод ,что дорожный бетон- это специальный цементный раствор, характеризующийся высокими прочностными показателями и устойчивостью к сдвигу. Данный бетон должен обязательно соответствовать ГОСТ и другим нормативным документам, что предусматривают его производство только в промышленных условиях с высоким контролем качества материала.