Ремонт бетонных дорог
В основе работ по продлению ресурса цементобетонных покрытий лежит система планово-предупредительных ремонтов. Эта система представляет собой совокупность организационных и технических мероприятий как по надзору, уходу, так и по всем видам ремонтов, проводимых в установленные сроки для предупреждения преждевременного износа покрытий, а также поддержания их в постоянной эксплуатационной готовности. К ремонту покрытий бетонных дорог часто приступают в тот момент, когда на покрытии уже накопилось значительное количество дефектов. В условиях дефицита средств необходимо разработать приемлемую с финансовой и технической точек зрения программу продления ресурса бетонных покрытий, этапы проведения ремонтных мероприятий. Очередность ликвидации дефектов устанавливается на основе обследования состояния покрытия, выявления причин образования разрушений с учетом значимости (весомости) различных видов повреждений. Для каждого сооружения должна быть разработана индивидуальная программа ремонта.
На основании обобщения отечественного и зарубежного опыта ремонта покрытий бетонных дорог, мы рекомендуем примерную (базовую) очередность проведения ремонтных работ:
- устройство компенсационных швов;
- замена разрушенных участков плит на всю толщину;
- устранение сколов кромок плит;
- герметизация деформационных швов;
- консервация трещин;
- устранение глубокого шелушения;
- устранение усадочных трещин;
- укрепление поверхности бетона.
Первым по важности в этой последовательности ремонтных мероприятий стоит работа по устройству компенсационных швов. Существующие температурные швы на многих покрытиях засорились и не работают, или вообще отсутствуют. В летнее время , особенно в период высоких температур, покрытие находится в напряженном состоянии. У цементобетонных плит нет возможности для горизонтального перемещения при температурном расширении. В этих условиях интенсивно идет образование сколов, разрушение плит, нарушается ровность покрытия, создаются условия для потери продольной устойчивости (короблению). Для устранения причин образования этих дефектов необходимо предусмотреть мероприятия по сбросу перенапряжений покрытия, компенсации температурных удлинений плит. Устройство компенсационных швов- главная мера по предотвращению коробления и торможению процесса разрушения плит.
Также рассмотрим основные виды разрушений, которые встречаются на бетонных дорогах и постараемся классифицировать способы устранения и ремонта этих дефектов. Разрушения цементобетонных дорожных покрытий можно разделить на четыре блока:
- Трещинообразования на поверхности покрытия;
- Очаговые разрушения ( сколы кромок и углов цементобетонных плит, выбоины, раковины);
- Вертикальное смещение и коробление плит;
- Поверхностная эрозия ( шелушение и выкрашивание).
Для устранения первого вида дефектов производят разделку и герметизацию трещин полимерными битумными мастиками, герметизируют с применением стержневых элементов различного типа, выполняют пропитку и кольматацию трещин цементо-водными суспензиями.
Для выполнения ремонта по второй группе повреждений производят замену участков разрушенного бетона на высокопрочный ремонтный состав с армированием анкерами и армосетками с последующим восстановлением сопредельных швов. При глубоких и критических разрушениях выполняют полную замену разрушенных частей плит либо меняют всю плиту целиком.
Для ликвидации третьего блока разрушений применяются два способа. Один из них заключается в удалении разрушенного бетона с последующим нанесением выравнивающего слоя из асфальтобетона, полимербетона и прочих материалов. Второй способ представляет собой стабилизацию выравнивания плит путём нагнетания быстротвердеющих составов.
А вот для устранения шелушения и выкрашивания цементобетона на дорогах следует прибегнуть к следующим методикам. Цементобетонное покрытие пропитывают гидрофобизирующими и кальматирующими составами, выполняют флюатирование. При глубоком шелушении удаляют отшелушившийся слой и весь ослабленный бетон и устраивают новый слой из ремонтного высокопрочного материала.