Измерение продольной ровности покрытий
Начальным этапом каждого обследования являются работы по сбору данных об эксплуатационном состоянии всех элементов аэродрома. Этот процесс осуществляется с помощью аэродромного мобильного измерительного комплекса, созданного на базе автомобиля. Контроль ровности также осуществляется при помощи установок «Профилограф» и PaveProf, предназначенных для измерения продольной ровности и шероховатости покрытий автомобильных дорог. Измерительное оборудование смонтировано на микроавтобусах в виде поперечных балок, оснащенных лазерами для измерения профилей и текстуры поверхности, акселерометрами и оптическими гироскопами, компьютером для записи, обработки и хранения результатов измерений. Установка «Профилограф» оснащена 15 лазерами, PaveProf – 25 лазерами.
- Видеосъёмочный комплекс цифровой записи видео , совместно с фотокамерами высокого разрешения , позволяет фиксировать и распознавать мельчайшие дефекты на покрытиях ( микротрещины с раскрытием до 0,3 мм), а система специализированных контроллеров реального времени позволяет аппаратно синхронизировать изображение с различных устройств, создавая единое изображение всех отснятых поверхностей.
- Лазерный нивелир предназначен для определения высотных отметок по профилям поверхности и служит для определения ровности ( микро- и макропрофиля) взлётно-посадочных полос.
- Лазерный сканер предназначен для сканирования поверхности на предмет регистрации высотных отметок рельефа и построения картограммы горизонталей участка покрытий, с целью определения уклонов , площадей водосбора, оценки ровности и выявления локальных неровностей покрытия.
Использование данного комплекса в процессе проведения работ позволяет уйти от субъективизма, свойственного традиционному способу проведения обследований , а также максимально сократить ( до 3-4 часов ) время проведения полевых работ на объекте , что является немаловажным фактором в современных условиях эксплуатации крупных аэропортов.
Продольная ровность покрытий взлётно-посадочных полос-осредненный показатель соответствия фактического рельефа ИВПП нормативным документам, определяемый с помощью лазерной нивелировки покрытий по трём ( минимально требуемое количество отснятых профилей оценки ровности) продольным профилям , расположенным как правило на оси ИВПП , а также на колейных рядах (условный профиль, на котором располагаются стойки шасси основных эксплуатируемых воздушных судов). Измерение высотных отметок каждого профиля обязательно выполняется дважды - в прямом и обратно направлении, для контроля полученных отметок. Ровности искусственных покрытий оцениваются согласно по двум существующим методикам:
- Определение индекса ровности R по методу спектральной плоскости. Комплексная проверка на предмет соответствия фактического макрорельефа ИВПП требования СП 121.13330.2012 "Аэродромы"; мезорельефа покрытий требованиям СНиП 32-03-96 "Аэродромы" ;определен критерий ровности аэродромного покрытия . Согласно данной методике показатель ровности R определялся в зависимости от обобщенных характеристик уровня неровностей аэродромного покрытия С и k, аппроксимирующих спектральную плотность неровностей в виде функции:
S (F)=C/Fk
где С -коэффициент мощности спектра; k - показатель степени; F- пространственная частота длин волн неровностей( 1/м )
2. Определение ровности по методике IKAO. Методика ИКАО по оценке ровности рельефа покрытий ИВПП заключается в сопоставлении величин алгебраических разностей высотных отметок поверхности покрытия по оси ряда точек , отстоящих друг от друга на амплитудах : 3,6,9,12,15,20,30,45 и 60 м.
Эксплуатация воздушных судов и различная степень осадки основания в конечном итоге приводят к увеличению неровностей поверхности. Также необходимо учитывать , что в результате подобных деформаций возрастает возможность образования луж на поверхности ИВПП. Лужи со слоем воды , равным 3 мм, особенно если они образовались на торцевых участках , где самолёты проходят на большой скорости , могут вызвать глиссирование , которое затем может продолжится на мокрой поверхности ВПП при значительно более тонком слое воды. Разумеется , особенно необходимо предотвращать возможность образования луж в зимний период эксплуатации, когда существует опасность их замерзания.
Обобщая результаты оценки ровности взлётно-посадочных полос, можно сделать вывод о том, что критерий ровности "R" является важной эксплуатационной характеристикой покрытия и контроль за его значением -немаловажная задача с точки зрения соответствия требованиям сертификации аэропортов. С другой стороны , индекс ровности по методике IKAO является более удобным инструментом с точки зрения эксплуатации искусственных покрытий ВПП , так как позволяет не только определить величину неровностей, но и их точное местоположение на покрытии , что позволит принять оперативные меры по улучшению ровности.