Стратегия ремонтно-восстановительных мероприятий должна быть направлена на устранение причин разрушений, а не их последствий. В данном разделе рассмотрим причины вызывающие образованию повреждений цементобетонного покрытия и рекомендации по их ремонту и устранению.
Наименование дефекта | Опасности для эксплуатации | Вероятные причины образования | Рекомендации по ремонту |
Трещина в бетонной плите | - возможность скалывания кромок с образованием неровностей и продуктов разрушения бетона;
- в дальнейшем возможна просадка плит из-за попадания воды в основание
| - эксплуатация сверхрасчётными нагрузками;
- усталость бетона при длительной эксплуатации;
- потеря контакта с основанием;
- дефекты основания (просадки);
- поздняя нарезка швов во время строительства;
- отраженные трещины от нижнего слоя
| - герметизация трещин с разделкой под шов в случае, когда отсутствует уступ;
- замена части плиты с усилением с помощью армирования, укрепление основания при необходимости
|
Трещина в плите со сколотыми кромками | - опасное воздействие динамической нагрузки от колес вследствие неровностей;
- выкрашивающие частицы бетона опасны для двигателей ВС
| Кроме описанных выше, дополнительно: - продолжительная эксплуатация покрытия с трещинами без разделки под шов
| - замена разрушающегос бетона вдоль трещины ( обычно на 10 -15 см) на высокопрочный ремонтный состав с армированием;
- формирование шва по линии трещины с его герметизацией
|
Сколы кромок плит | - при движении колес самолёта возникают дополнительные динамические нагрузки, которые оказывают вредное воздействие на покрытие и на самолёт;
- опасность попадания продуктов разрушения в авиадвигатель ВС
| - плохое виброуплотнение кромок плит, добавление воды при отделке плит при укладке бетона;
- недостаточная морозостойкость бетона в районе деформационных швов из-за микроповреждений, возникших при их нарезке;
- движение транспорта во время строительства в период набора прочности бетона;
- температурное перенапряжение, вызванное засорением деформационных швов
| - замена разрушенного бетона вдоль деформационного шва обычно на 10-15 см на высокопрочный ремонтный состав с армированием и восстановлением сопредельного шва
|
Шелушение бетона | - появление на поверхности продуктов разрушения бетона, которые могут попадать в авиадвигатели ВС
| - недостаточная морозостойкость бетона из-за нарушения правил ухода за свежеуложенным бетоном, а также из-за обильного увлажнения при отделке поверхности в период строительства;
- воздействие отрицательной температуры на свежеуложенный бетон
| - при глубине шелушения до 5-10 мм применяются укрепляющие гидрофобизирующие составы;
- при глубине более 10 мм необходим ямочный ремонт с применением специальных материалов
|
Уступы между плитами | - увеличение динамических нагрузок, которые оказывают вредное воздействие на покрытие и на самолёт
| - подмывы основания поверхности водами в случае разгерметизированных швов;
- неудовлетворительная работа дренажной системы;
- выполнение работ по замене сборных плит в случае исправления основания ввиду его недостаточного уплотнения или набора прочности применяемого цемента
| - фрезерование поверхности;
- подъем плит с закачкой под них быстротвердеющего раствора или исправлением основания;
- ремонт элементов водосточно-дренажной сети;
- герметизация деформационных швов
|
Взбугривание плит в зимний период (пучение) | - увеличение динамических нагрузок , которые оказывают вредное воздействие на покрытие и на самолёт
| - морозное пучение основания при промерзании ( три фактора- пылеватый грунт, переход через 0°С, наличие влаги);
- стыковка различных конструкций аэродромного покрытия с разными материалами и их толщиной в основании;
- недоудовлетворительная работа дренажной системы
| - подъем плит с заменой материалов в основании;
- ремонт элементов водосточно-дренажной сети
|
Взбугривание в летний период | - нарушение ровности покрытия;
- образование сколов кромок плит;
- появление на поверхности продуктов разрушения бетона
| - температурное перенапряжение в плитах из-за отсутствия или засорения швов расширения;
- некачественное выполнение стыковки плит
| - устройство компенсационных швов;
- ремонт сколов кромок плит с использованием ремонтного состава;
- замена сильно поврежденных плит ( расстояние между трещинами менее 2 м)
|
Разрушение заполнителя деформационных швов | - появление на поверхности продуктов разрушения бетона;
- забой двигателей ВС
| - старение герметика;
- низкая деформативность при отрицательных температурах;
- низкая термоустойчивость;
- значительные горизонтальные и вертикальные смещения плит
| - ремонт швов с созданием полноценной камеры
|
Выбоины | - появление на поверхности продуктов разрушения бетона;
- забой двигателей ВС
| - непрочное сцепление цементного камня с заполнителем;
- наличие грязного и неморозостойкого заполнителя в бетоне;
- низкое качество уплотнения отдельных участков покрытия
| - ремонт выбоин быстротвердеющими составами
|
Раковины | | - применение неморозостойких крупных заполнителей;
- некачественная отделка поверхности бетона;
- недоуплотнение бетонной смеси
| - ремонт раковин быстротвердеющими составами
|